Рассылка
Развитие цветового восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Сделаем мир цветным (хроматические цвета)
Закрепление знаний о хроматических цветах основных и производных, знакомство с теплыми и холодными цветами, знакомство с последовательностью цветов спектра, контрастными, нюансными и гармоничными цветовыми сочетаниями.
Для закрепления знаний о хроматических цветах: основных и производных очень важна экспериментальная деятельность, когда ребенок, имея всего три основных цвета, может получить любые производные цвета и оттенки. Дети с удовольствием смешивают краски на палитре, поэтому во время экспериментов с цветом лучше не давать готовых решений, а предлагать им самим определить, какие цвета нужно смешать, чтобы получить тот или иной производный цвет или оттенок. Особое значение для детей имело называние полученных оттенков. Дети сами учились давать название получившимся цветовым сочетаниям (оттенкам), используя названия исходных цветов. Например, желто-зеленый, красно-оранжевый, красно-коричневый. Для закрепления названий цветовых оттенков проводились игры, где подбираются несколько цветных предметов таким образом, чтобы среди них имелись одинаковые предметы, окрашенные в разные оттенки одного цвета, например игры:
"Чего не стало", "Назови цвет предмета", "Угадай, какого цвета одежда", "Разложи предметы по цвету", "Найди предмет такого же цвета".
Детям сообщалось, что для некоторых цветовых оттенков существуют и другие названия - "болотный", "розовый", "малиновый" и другие.
При работе с красками дети, промывая кисточки, обратить внимание на изменение цвета воды в баночках. И нужно превратить это в веселую игру. Каждый должен придумать, что у него получилось в баночке - молоко, какао, апельсиновый сок и др.
Для закрепления знаний о получении производных цветов и называния их, можно проводить художественно-дидактические игры: "Разноцветный дождь", "Помоги украсить хвост павлину", "Палитры потерялись".
Черно-белая красота (ахроматические цвета)
Знакомство с ахроматическими цветами: черный - серый - белый и различение цветов по насыщенности
В ходе художественно - дидактических игр: "Отгадай цвет", "Помоги кроликам встать по порядку", "Фокусник", эксперимента "Превращение", занятий по рисованию "Что бывает серое", "Ворона и воробей", дети систематизировали знания об ахроматических цветах, учились получать и называть различные по тону ахроматические цвета. Завершало блок занятие "Как белая и черная краска подружились". Дети узнали, что ахроматические цвета имеют большие изобразительные возможности. В самостоятельной художественной деятельности дети стали шире применять в рисунке графитные карандаши, уголь, используя их изобразительные возможности, черную и белую краски для получения различны оттенков серого цвета.
Цвета и чувства (эмоциональное восприятие цвета)
Возможность цветом передавать характер, эмоциональное состояние, чувства, настроение, рассматривалась в третьем блоке с помощью художественно - дидактических игр: "Угадай настроение клоуна", "Музыкальная палитра", занятий "Розовая радость и зеленая тоска", "Какого цвета музыка", "Добрый и злой сказочный герой", "Снегурочка и Снежная королева".
При рисовании доброго или злого персонажа дети легко определяли, что добрых героев нужно нарисовать светлыми, яркими красками, а злых - темными. Благодаря ранее проведенной работе, дети старались получить разнообразные оттенки, для получения светлых тонов добавляли белила, для получения темных - черную краску. Характерным при изображении персонажей являлся именно цвет, а не выражение лица, поскольку и Кощей - Бессмертный может улыбаться, перебирая свое золото, а Иван-Царевич может грустить и сердиться когда похищают его невесту… Более сложным в выборе цветовых сочетаний для передачи характера персонажа было изображение Снежной королевы, ее нельзя изобразить темными цветами, здесь контраст между положительным и отрицательным героем, строился на контрасте теплых и холодных тонов. При изображении Снегурочки нельзя было взять чисто теплые цвета, ведь она из снега и может растаять. Дети, рисуя Снегурочку, "холодили" теплые цвета при помощи белил. Большой эмоциональный отклик вызвало занятие, на котором дети цветом пытались изобразить абстрактные понятия (доброта, радость, сомнение, грусть и другие) "Розовая радость и зеленая тоска", более сложным было занятие по теме "Какого цвета музыка", где дети сначала должны были услышать и описать настроение музыки, а затем выразить это в цвете.
По мере проведения игр всех блоков, параллельно необходимо проводить закрепление изученного материала в течение дня:
- при рассматривании книжных иллюстраций подбираются книги с цветными рисунками, в которых чаще всего встречаются изучаемые цвета;
-в беседах с детьми часто заводится разговор о цвете, предлагается назвать свои любимые цвета;
- во время прогулок дети рассматривают изменение цвета снега (земли, деревьев) в зависимости от времени суток, погоды, окружающих предметов, текстуры поверхности...
дети рассматривают репродукции картин известных художников (особое внимание обращается на колорит и особенности цветового решения).
«Радуга»
Цель игры. Научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета, помочь запомнить их расположение, развивать речь и словарный запас ребят.
Оборудование. Образец рисования радуги на листе формата А2, альбомные листы для детей, кисточки, гуашевые или акварельные краски разных цветов, баночки с чистой водой, тряпочки, палитра для смешивания красок (если понадобится).
После того как дети ответят на поставленные вопросы, руководитель показывает всем образец рисования радуги и просит ребят назвать цвета, которые они увидели. Затем все хором разучивают фразу, которая помогает запомнить расположение цветов в радуге:
каждый (красный)
охотник (оранжевый)
желает (желтый)
знать, (зеленый)
где (голубой)
сидит (синий)
фазан (фиолетовый).
Следующим этапом можно попросить ребят нарисовать радугу самостоятельно, используя для этого акварельные краски. Если дети в группе хорошо усвоили материал и знают способы получения разных цветов из красного, синего и желтого, то они вполне могут нарисовать радугу, используя для этого только три основных цвета.
В случае если малыши к этому еще не готовы, то воспитатель просит их нарисовать данную картинку, используя уже готовые краски фиолетового, оранжевого и зеленого цветов.
Ход игры: когда все подготовлено на столах детей, воспитатель говорит, что сегодня игра будет посвящена радуге, и спрашивает, видел ли кто-нибудь радугу на улице, в какое время года это было – зимой или летом, какая погода была в это время – солнечно или только что прошел сильный дождь.
«Черное и белое»
Цель. Развивать внимательность, ловкость, быстроту, умение быстро действовать в зависимости от ситуации.
Оборудование. Картонный диск диаметром 30–40 см, одна сторона которого окрашена в белый цвет, другая – в черный.
Ход игры. Воспитатель делит всех игроков на 2 команды: «черных» и «белых», которые выстраиваются вдоль прочерченных линий друг против друга. Затем руководитель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что одна команда должна ловить другую, но делать это можно только после полученного сигнала и только на игровом поле, которое ограничивается начерченными линиями.
Воспитатель бросает диск, и все смотрят, каким цветом вверх он упал. Если это черный, то команда «черных» начинает ловить команду «белых», которые в свою очередь стараются проскочить за противоположную линию, считающуюся теперь их домиком. Все пойманные участники выходят из игры. Побеждает та команда, в которой осталось большее количество игроков.
Для закрепления названий цветов можно диск окрасить в другие цвета (например, с одной стороны в синий, с другой – в зеленый). Можно использовать и другие сочетания, помогающие ребятам в игровой форме запомнить нужные оттенки.
«Разноцветное домино»
Цель. Научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.
Оборудование. Детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов). Распределение должно соответствовать настоящему времени.
Ход игры. Воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее на стол.
Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в красный цвет.
Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход.
Выигрывает человек, у которого раньше остальных закончатся карточки домино.
Если в игре участвуют только 2 или 3 человека, то на столе должны остаться 14 или 7 карточек, перевернутых цветами вниз. Они будут служить запасными для тех ребят, у которых во время игры не оказалось нужного цвета.
Для лучшего закрепления названия цветов желательно просить детей называть их, когда они выкладывают необходимую карточку на стол.
«Веселые обезьянки»
Цель. Формировать навыки по различению и правильному называнию цветов, развивать быстроту, ловкость, артистизм, умение самостоятельно действовать в сложившейся ситуации.
Оборудование. Маски обезьянок для каждого участника, футболки разного цвета для каждого игрока, 2 мяча, 2 обруча, 2 гимнастические палки.
Ход игры. Воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть 8-10 человек, и просит участников надеть футболки и маски обезьянок. Для игры требуется еще один ребенок, который будет исполнять роль водящего.
Условия игры заключаются в том, что водящий отворачивается от обезьянок, называет цвет, который должен совпадать с цветом футболки одного из игроков, и просит выполнить определенное задание. Если участник игры с легкостью справился с полученным заданием, то он остается в команде, но если не справился, то выбывает. Победителем становится та обезьянка, которая смогла выполнить все задания.
В случае, когда игра проводится среди детей 3-летнего возраста, роль водящего может взять на себя сам руководитель.
Задания для участников могут звучать следующим образом:
1) обезьянка в синей футболке, отгадай, в какой руке я спрятал конфету;
2) обезьянка в красной футболке, ты должен присесть на месте 10 раз;
3) обезьянка желтого цвета, ответь на вопрос, как кричит петух, и продемонстрируй это 3 раза;
4) задание для обезьянки в белой футболке: расскажи самую смешную историю, которая происходила с тобой в жизни;
5) обезьянка в оранжевой футболке должна пробежать 2 круга вокруг стола;
6) задание для мальчиков-обезьянок: помериться силами на руках;
7) розовая обезьянка должна посчитать, сколько цветов находится на окне;
8) фиолетовая обезьянка должна при помощи гимнастической палки перекатить мяч в указанное место;
9) другие (в зависимости от возраста участников).
«Волшебный круг» (цветовой круг)
Для детей старшего дошкольного возраста. В игре могут принимать участие 6-8 детей.
Цель. Закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству. Активизировать речь детей.
Игровой материал. Круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.
Ход игры. Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов.
Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски.
Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.
2 вариант игры:
Воспитатель выкладывает на цветовой круг карточки с изображением пейзажа, натюрморта или портрета. Среди карточек есть изображения картин, с которыми они уже познакомились на занятиях: Левитан "Золотая осень", Шишкин, Серов, Врубель, Грабарь и др.
Воспитатель вращает стрелку. После остановки стрелки, детям предлагается назвать жанр живописи. Правильно назвавший получает фишку. Дополнительные фишки могут получить дети, которые смогут назвать автора картины, ее название. Воспитатель может предложить детям по очереди вращать стрелку.
«Волшебные фигуры»
Цель. Познакомить детей с главными и дополнительными цветами спектра.
Материал. Геометрические фигуры, вырезанные из цветной полупрозрачной бумаги (кальки) трех основных цветов — красного, желтого, синего.
Ход игры. Детям предлагается рассмотреть геометрические фигуры круглой, квадратной и треугольной формы красного, синего и желтого цвета. Воспитатель уточняет форму и цвет фигур. Затем детям сообщается, что среди этих фигур «спрятались» оранжевые, зеленые и фиолетовые. Педагог предлагает их найти.
Если во время манипулирования фигурами дети не разгадают «секрета», воспитатель сам накладывает фигуру желтого цвета на синюю или красную и таким образом получает фигуру оранжевого или зеленого цвета.
«Палитра»
Цель. Развивать чувство цвета у детей, продолжать знакомить с основными цветами и их оттенками, учить получать новые цвета и их оттенки путем смешивания красок на палитре.
Материал. Гуашь четырех цветов (белого, желтого, красного и синего), пластиковые доски белого цвета или вырезанные из плотной белой бумаги палитры.
Ход игры. Детям предлагается поиграть с красками и из предложенных создать новые цвета. В процессе свободного экспериментирования дети смешивают краски на палитре и получают новые цвета и их оттенки.
Завершить игру можно рисованием на свободную тему, используя только что полученные цвета.
«Палитра художника»
Цель. Развивать чувство цвета у детей, учить подбирать цвета и оттенки, соответствующие предложенной иллюстрации.
Материал. Гуашь белого, красного, желтого и синего цвета, палитры из белой плотной бумаги, книжные иллюстрации.
Ход игры. Детям предлагается рассмотреть книжки с иллюстрациями, выбрать понравившуюся и подобрать на своей палитре те цвета и оттенки, которые использовал художник.
Выигрывает тот ребенок, который подберет цвета и оттенки, наиболее соответствующие палитре художника.
«Радуга»
Цель. Познакомить детей с расположением цветов в спектре, закрепить умение получать новые цвета и оттенки путем смешивания красок на палитре.
Материал. Гуашь белого, красного, желтого и синего цвета, пластиковые доски белого цвета или вырезанные из плотной белой бумаги палитры, листы бумаги с недорисованной радугой.
Ход игры. Дети на палитрах смешивают краски, получают новые цвета и оттенки, а затем рисуют радугу. Для запоминания последовательности расположения цветов можно использовать считалку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в которой начальные буквы каждого слова соответствуют определенному цвету радуги (каждый — красный, охотник — оранжевый и т.д.).
«Тепло и холодно»
Цель. Закрепить знания детей о цветах, познакомить с теплой и холодной гаммой.
Материал. Иллюстрации или парные картинки с изображением различных персонажей, например, «Цыпленок и снеговик», «Аленький цветочек и снежинка» — для детей младшего возраста; «Снежная Королева и Герда» — для детей старшего дошкольного возраста.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть одну пару картинок и подобрать слова-эпитеты к каждому персонажу. Например: «Цыпленок какой? — Желтый, маленький, пушистый, теплый». Педагог выделяет ключевое слово «теплый». «Снеговик какой?» — выделяет ключевое слово «холодный».
Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Тепло и холодно». Произносит слово «теплый», а дети должны назвать все предметы, которые, на их взгляд, соответствуют этому понятию. Затем точно так же дети играют со словом «холодный».
«Слова и краски»
Цель. Развивать чувство цвета у детей, обогащать словарь детей эпитетами, учить видеть связь между цветом и настроением.
Материал. Иллюстрации или открытки-репродукции, на которых изображена природа в разное время года.
Ход игры. Воспитатель показывает детям иллюстрацию и предлагает поиграть в игру-соревнование, кто больше придумает слов:
— Небо какое? — Голубое, ясное, безоблачное, высокое, звонкое и т.д.
— Когда небо голубое? — Летом, утром, когда тепло, нет туч, в ясный солнечный день.
— Когда небо голубое, погода хорошая, ясный солнечный день, настроение у нас какое? — Радостное, хорошее, веселое и т.д.
«Настроение»
Цель. Учить детей видеть взаимосвязь между настроением и цветовой гаммой, с помощью которой можно передать это настроение.
Материал. Тот же, что и в игре «Палитра».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям стать в круг: «Дети, давайте поиграем в интересную игру. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете их отгадывать. Но загадки не простые. Сейчас я буду показывать вам с помощью разных жестов и мимики настроение. Чтобы вам легче было отгадывать мои загадки, давайте вспомним, какое бывает настроение у людей. Если вам подарили подарок, о котором вы давно мечтали, какое у вас настроение?» Дети отвечают. Воспитатель слушает варианты ответов, сопровождая каждый соответствующими мимическими действиями. Затем детям предлагается вспомнить, когда им бывает грустно. Детские высказывания также обыгрываются с помощью жестов и мимики.
После таких упражнений воспитатель предлагает детям угадать, какое настроение он будет им сейчас показывать. Так дети учатся понимать и передавать настроение с помощью мимических действий.
Затем воспитатель напоминает, что художники умеют передавать настроение с помощью красок. Детям предлагается стать художниками, представить, какое настроение они хотели бы изобразить, и составить палитру красок к этому настроению. Завершить игру можно свободным рисованием.
«Путешествие в страну художников»
Цель. Продолжать знакомить детей, цветом и композицией.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие. Страна, в которую мы сейчас попадем, рядом с нами. В ней — свой язык. И тот, кто его не знает, не поймет, о чем говорят ее жители. В этой стране живут художники. И у них есть свой язык, с помощью которого они передают свое настроение, отношение к явлениям, событиям или персонажам. Как же они это делают? С помощью цвета, линии и построения картины, или, иначе говоря, композиции. Как передавать настроение цветом, вы уже знаете, а сегодня мы с вами познакомимся с композицией. Чтобы вам легче было понять, что такое композиция, давайте поиграем».
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды: артистов и зрителей. Зрители занимают места в зрительном зале, а артисты вместе с воспитателем показывают им различные сценки.
Воспитатель (В.). Я — художник. И в моей волшебной стране я рисую живые картины. Сейчас я покажу вам картину, где все персонажи живут дружно, понимают друг друга.
Воспитатель предлагает детям-артистам взяться за руки и поиграть в игру «Каравай» или поводить хоровод.
В. А сейчас на моей картине вы увидите других персонажей. Дети играли вместе, но не поделили игрушку и поссорились.
Дети-артисты расходятся в разные стороны, отворачиваются друг от друга, позами и жестами показывают обиду.
В. Видите, когда я «рисую» картину, на которой люди любят друг друга, дружат, то я изображаю их рядом, вместе на одной линии или в кругу. А когда я рисую людей, которые ссорятся, то они как бы «расходятся» по всей картине, не смотрят друг на друга. Вот так художники композицией, построением персонажей на плоскости листа подчеркивают характер героев, их настроение и отношение друг к другу.
Затем детям предлагается поменяться ролями и поиграть еще раз, только зрители теперь сами, без подсказки, должны угадать, какое настроение им передают артисты.
«Шапка-невидимка»
Цель. Продолжать знакомить детей с композицией, учить выделять главное и второстепенное в иллюстрации или репродукции, подвести детей к пониманию того, что в картине нет ничего лишнего и случайного.
Материал. Книжная иллюстрация или репродукция картины, трафареты, вырезанные из бумаги, в тон основному фону.
Ход игры. Воспитатель вспоминает с детьми сказки, в которых главному герою помогали волшебные вещи: ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка. Уточняется, с помощью какого предмета герой становился невидимым. Затем детям предлагается иллюстрация или репродукция картины и, заранее подготовленные трафареты. Воспитатель объясняет, что эти трафареты, как шапка-невидимка, помогут понять, что в картине главное и можно ли обойтись без какой-либо детали. Сначала дети под руководством воспитателя закрывают трафаретами нейтрального тона главных героев иллюстрации. Все вместе обсуждают, как изменился характер картины. Затем с помощью таких же трафаретов на картине закрываются мелкие, второстепенные детали. Дети видят, как меняется характер картины.
Как вариант этой игры вместо тонированных трафаретов можно использовать изображения разнообразных предметов и персонажей из других иллюстраций и сказок. Например, окружить главного героя положительными или отрицательными сказочными персонажами, заменить второстепенные детали. Кроме того, можно поменять колорит иллюстрации, используя накладные трафареты разных цветов (например, вырезать трафареты одежды главного героя и второстепенных действующих лиц из бумаги теплой и холодной цветовой гаммы).
«Найди картины, написанные теплыми и холодными красками»
Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме.
Материал: репродукции натюрмортов, написанные в тёплой и холодной гамме.
Описание игры: Найти картины, написанные только в тёплой гамме (или в холодной) или разобрать по группам картины, написанные в тёплой и холодной гамме.
«Волшебные цвета»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: карточки с разными цветами.
Описание игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
«С чем это можно сравнить?»
«Подбери красивые слова к слову ...»
«Закончи предложения:
Если бы трава была голубой, то ...
Если бы снег был чёрным ...
Если бы море было красным ...»
«У царицы Земли – бал. Феи красок принесли на бал лучшие дары своего
цвета. Какой подарок принесла Фея чёрного цвета?»
«Какого цвета голос мамы (папы, малыша и т.д.), когда она смеётся, поёт или плачет ...?»
«Кто расскажет лучше, интереснее, почему понравилось произведение?»
«Какое настроение человека можно выразить, если использовать, например такие, цветовые сочетания: серо-голубое, жёлто-коричневое и т.д.?».